Перевод автомобиля на газ: экономическая выгода и целесообразность

В России существует весь набор благоприятных условий для роста количества транспорта, использующего пропан-бутан. Являясь нефтедобывающей и газодобывающей страной, Россия располагает достаточной ресурсно-сырьевой базой для расширения производства сжиженных углеводородных газов. Запасы попутного нефтяного газа в российских нефтяных месторождениях составляют, по имеющимся оценкам, порядка 1,5 трлн. куб.м, и в настоящее время эти ресурсы не используются в полной мере. В связи с этим возникает необходимость оценить преимущества и недостатки использования сжиженного газа по сравнению с бензином, традиционно применяемым в качестве моторного топлива.

Октановое число газа пропан-бутан – его главное преимущество

Газ как топливо для двигателей немного превосходит бензин по своим свойствам. Благодаря тому, что газовое топливо сгорает полностью, концентрация вредных веществ в выхлопных газах значительно меньше, чем у бензина. От топлива, которое применяется в двигателях, зависит и выбросы углеводородов. Таким образом, бензиновые двигатели выбрасывают более легко окисляющиеся вещества, такие как этил и этилен. Газовые двигатели в свою очередь имеют свойство выбрасывать в воздух метан, который является наиболее устойчивым к окислению. Именно поэтому углеводородные выбросы газового двигателя менее опасны, чем выбросы бензинового двигателя.

Двигатели машин работают в основном по четырехтактному циклу, который является классическим для двигателей внутреннего сгорания. Мощность двигателя зависит от того, насколько сильно можно сжать топливо в цилиндре, прежде, чем оно воспламенится. На то, насколько можно сжать топливо, влияет октановое число. И тут газ превосходит всевозможные виды бензина, так как среднее октановое число газа составляет 105, что значительно выше, чем у бензина.

Износостойкость и безопасность газового двигателя

Износостойкость двигателя вплотную связана с взаимодействием топлива и моторного масла. Одним из неприятных явлений в бензиновых двигателях является смывание бензином масляной пленки с внутренней поверхности цилиндров двигателя при холодном запуске, когда топливо поступает в цилиндры, не испарившись. В этом же случае бензин в жидком виде попадает в масло, растворяется в нем и разжижает его, ухудшая смазочные свойства. Оба эффекта ускоряют износ двигателя. Сжиженный газ пропан-бутан, независимо от температуры двигателя, всегда остается в газовой фазе, что полностью исключает отмеченные факторы. Пропан-бутан не может проникнуть в цилиндр, как это происходит при использовании обычных жидких видов топлива, поэтому не возникает необходимость промывания двигателя. Головка блока и блок цилиндров меньше изнашиваются, что увеличивает срок службы двигателя.

Опыт эксплуатации газобалонных автомобилей показывает, что автомобили, работающие на газе, менее пожаро- и взрывоопасны в аварийных ситуациях. Для взрыва или воспламенения необходимо образование топливовоздушной смеси, то есть объемное смешение газа с воздухом. Нахождение газа в баллоне под давлением исключает возможность проникновения туда воздуха, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом всегда присутствует смесь их паров с воздухом. Как правило, газовые баллоны устанавливаются в наименее уязвимых и статистически реже повреждаемых местах автомобиля. На основе фактических данных была рассчитана вероятность поражения и конструктивного разрушения корпуса автомобиля – она составляет 1-5%.

Экономическая целесообразность применения пропан-бутана

По действующим ценам на бензин и газ, эксплуатация автомобиля на пропан-бутане приносит около 40% экономии. Поскольку по своим характеристикам к бензину наиболее близка именно смесь пропан-бутана, то для его использования капитальных переделок в устройстве автомобиля не требуется.

Универсальная система питания двигателя сохраняет полноценную бензиновую топливную систему и дает возможность легко переключаться с бензина на газ и обратно. Двигатель, оборудованный универсальной системой, может работать либо на бензине, либо на газовом топливе. При выработке пропан-бутана двигатель останавливается не сразу, а прекращает работу через 2-4 км пробега. Комбинированная система питания «газ плюс бензин» - это 1000 км пути на одной заправке обеих топливных систем.

Перевод двигателя на газовое топливо увеличивает ресурс его работы в 1,5-2 раза. Улучшается работа системы зажигания, срок службы свечей возрастает на 40%, происходит более полное сгорание газо-воздушной смеси, чем при работе на бензине. Уменьшается нагарообразование в камере сгорания, головке блока цилиндров и на поршнях, поскольку сокращается количество углеродистых осадков.

Другим аспектом экономической целесообразности использования пропан-бутана в качестве моторного топлива является то, что его применение позволяет свести к минимуму возможность несанкционированного слива топлива. Автомобили с системой впрыска топлива, оборудованные газовой аппаратурой, проще и защищать от угона, чем автомобили с бензиновыми двигателями: отсоединив и забрав с собой легкосъемный коммутатор, можно надежно заблокировать подачу топлива и тем самым воспрепятствовать угону. Такой «блокиратор» трудно распознать, что служит серьезным препятствием для несанкционированного пуска двигателя.

Таким образом, использование пропан-бутана в качестве моторного топлива экономически эффективно, экологично и достаточно безопасно.

Комментарии закрыты.