Перевозка топлива в железнодорожных вагонах-цистернах

Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах разработаны и утверждены Министерством путей сообщения СССР 25 мая 1966 г. Эти правила действуют по сей день, и неукоснительно соблюдаются перевозчиками. Объемы транспортировки пропан-бутана и других сжиженных газов и нефтепродуктов возросли, и сегодня безопасность перевозки по железной дороге особенно актуальна.

Ответственность при перевозке топлива

Пропан-бутан и жидкие нефтепродукты и топливо относятся к опасным грузам, для которых, кроме общих, должны выполняться также специальные условия, предусмотренные для соответствующих опасных грузов.

Перевозка сжиженного газа и нефтепродуктов наливом производится в цистернах железных дорог, а также в цистернах, принадлежащих грузоотправителям и грузополучателям или находящихся у них в арендном пользовании. Ответственность за точное соблюдение Правил перевозок грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах в отношении правильности указания наименования и категории опасности груза, соблюдения условий налива, слива и очистки цистерн и бункерных полувагонов, а также порядка оформления возврата их в порожнем состоянии возлагается соответственно на грузоотправителя или грузополучателя.

Цистерны, принадлежащие предприятиям, допускаются к обращению по железнодорожным путям, входящим в общую сеть железных дорог нашей страны, только после технического осмотра цистерн представителем вагонной службы дороги приписки. О результатах осмотра составляется акт в трех экземплярах. Первый экземпляр акта хранится у начальника вагонного депо, второй - у начальника станции, а третий передается предприятию - владельцу вагонов. О произведенном техническом осмотре на днищах цистерн ставиться трафарет с указанием даты и пункта осмотра.

Цистерны для перевозки топлива

Железнодорожные цистерны для перевозки сжиженного газа и нефтегрузов должны соответствовать следующим типам:

  • с универсальным сливным прибором, в том числе и цистерны с паровой рубашкой для вязких и застывающих грузов, а также четырехосные цистерны грузоподъемностью 60 тонн, емкостью котла 72,7 м3, тип калибровки 53а;
  • с верхним сливом (без сливного прибора), слив из которых производится через люк колпака;
  • специальные (специальной конструкции) для сжиженных газов, кислот и др.

Все специальные и специализированные цистерны должны иметь трафареты в соответствии с § 7 Правил перевозки жидких грузов наливом. Специализированные цистерны для перевозки сжиженных газов разрешается использовать под налив только тех газов, для которых такие цистерны выделены, и только в соответствии с трафаретом на цистерне.

 

Цистерны для перевозки сжиженного газа и нефтепродуктов, кроме знаков и надписей, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог, должны иметь знаки калибровочного типа (указываются металлическими штампованными цифрами), а также следующие надписи и трафареты. Цистерны для перевозки нефтегрузов должны иметь один из следующих трафаретов: "Бензин - Нефть", "Бензин", "Нефть", "Мазут", а специализированные цистерны - точное наименование нефтепродукта. Все цистерны дляпропан-бутана и перевозки сжиженных газов должны иметь соответствующую отличительную окраску котлов (цветные полосы), трафареты о характере опасности груза ("Огнеопасно").

Кроме того, на торцовых днищах цистерн, принадлежащих железным дорогам, специализированных для перевозки химических и пищевых грузов, а также арендованных цистерн наносится трафарет о приписке

Налив и слив топлива на железной дороге

Налив и слив сжиженных газов и нефтепродуктов, перевозимых в цистернах и бункерных полувагонах, производятся на местах необщего пользования. Налив и слив на местах общего пользования могут допускаться как исключение с разрешения соответственно начальника отделения дороги налива или слива по согласованию с пожарной охраной и лишь из тары грузоотправителя или в тару грузополучателя (бочки, контейнеры, автомобильные цистерны). Разрешается нефтебазам временно сливать нефтепродукты в емкости, ранее установленные на местах общего пользования.

Под налив должны подаваться исправные цистерны, соответствующие роду наливаемого продукта. В цистерны грузоподъемностью 60 т и более продукты наливают до уровня верхнего сегмента, грузоподъемностью менее 60 т - до половины высоты колпака, а при наливе легковоспламеняющихся жидкостей в теплый период года (с 1 апреля по 1 октября) - до нижнего основания колпака. Специальные цистерны отправителя заполняют до уровня, установленного инструкциями по их эксплуатации.

Места налива и слива должны быть оборудованы взрывобезопасным освещением, обеспечивающим производство работ круглосуточно, а также снабжены противопожарным оборудованием согласно установленным нормам. Места налива опасных грузов должны быть удалены от железнодорожных складов, станционных сооружений, главных путей, общих мест погрузки и выгрузки и от жилых домов на расстояние не менее 100 м.

Комментарии закрыты.