Современный стандарт дизельного топлива

Дизтопливо характеризуется несколькими параметрами. Основные - это цетановое число, вязкость и содержание серы. Эти и другие характеристики дизельного топлива, производимого и продаваемого в России, определяет ГОСТ 305-82. Для экспорта топлива существуют небольшие отличия в определения стандартов. В международных стандартах вместо цетанового числа используют дизельный индекс (diesel index) и цетановый индекс (cetane index).

 

Характеристики определяет ГОСТ

Основной показателем качества дизельного топлива — цетановое число, под которым подразумевается способность горючего к воспламеняемости, а точнее, промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала горения. Более высокое число указывает на способность к быстрому воспламенению и плавному сгоранию топлива. От цетанового числа зависит и температурная характеристика дизтоплива. Согласно указанному ГОСТу в зависимости от условий эксплуатации выделяют и применяют три марки дизельного топлива: летнее, зимнее и арктическое. Зимнее ДТ имеет число в 50-65 единиц, а летнее — около 45.

Очень важной характеристикой дизельного топлива является вязкость, влияющая на процессы нагнетания топлива и его последующего впрыска. Топливо бывает дистиллятное высоковязкое, которое используется в основном для тихоходных двигателей, и маловязкое, главной сферой применения которого являются быстроходные агрегаты. Большая вязкость снижается прокачиваемость дизельного топлива через фильтры, в результате чего ухудшается процесс смесеобразования, повышается выделение дыма и увеличивает потребление топлива, что снижает экономичность двигателя. И наоборот, топливо с пониженной вязкостью хуже герметизирует и смазывает зазоры плунжерных пар в топливном насосе высокого давления (ТНВД).

Под уровнем содержания серы в дизельном топливе понимается содержание сернистых соединений - меркаптанов (R-SH), сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), тиофенов, тиофанов и др. Дизельное топливо обычно содержит некоторое количество сернистых соединений, влияющих на общие показатели кислотности топлива, работу выхлопной системы и ее коррозионную стойкость. Рекомендуемый российским ГОСТом уровень содержания серы в дизтопливе — 0,5% в массовых долях. Использование топлива с более высоким содержанием серы приводит к ускорению коррозии механизмов.

Виды дизельного топлива ГОСТ 305-82

Дизельное топливо стандарта ТУ 38.401-58-110-94 производится в основном на экспорт. Содержание серы в нем всего 0,2 %, что подходит для иностранных требований к топливу.

Дизельное топливо зимнее (ЗДп) ТУ 38.101889-81 производят из обычного летнего топлива, добавляя депрессорные присадки. Несколько граммов присадки из летнего дизельного топлива делает зимнее, которое можно применять при температуре до -15°С.

Дизтопливо ТУ 38.401-58-36–92 предназначено для особых районов, температура воздуха в которых опускается до -45°С. Это дизельное топливо разделяют на две марки: ДЗп-15/-25 (стандартное зимнее дизельное топливо, которое сохраняет свои функции при температуре до -15°С и товарное, с температурой до -25°С) и арктическое ДАп-35/-45 (это топливо способно сохранять свои качества и функции при температуре до -45°С).

Топливо стандарта ТУ 38.1011348–89 относится к экологическим дизельным топливам и бывает трех марок. Летнее экологическое дизтопливо (ДЛЭЧ-В или ДЛЭЧ) содержит в себе не более 20% ароматических углеводородов. Для экологического зимнего топлива, которое имеет обозначение ДЗЭЧ, эта характеристика имеет значение до 10%. Для него так же характерно содержание серы до 0,05% или до 0,1 %, в зависимости от подвида.

Для использования в черте города предназначено дизельное топливо стандарта ТУ 38.401-58-170–96. От экологического топлива оно отличается наличием присадок, которые меняют свойства топлива. В городское дизтопливо летом добавляют антидымные присадки, а зимой еще и депрессорные. Антидымные присадки способны снизить дымность отработанных газов топлива до 50%.

Дизельное топливо европейского стандарта

С 1996 года в странах Европейского экономического союза используется дизельное топливо европейского стандарта. Оно обозначено стандартом EN590 и маркируется как ЕВРО. Это топливо предусмотрено для различных регионов с индивидуальными климатическими условиями. Для всех разновидностей этого стандарта общими являются следующие нормы: косуемости 10-процентного остатка — не более 0,30 %, зольности — не более 0,01 %, содержанию воды — не более 200 ррm, механических примесей — не более 24 ррm, коррозии медной пластинки — класс 1, устойчивости к окислению — не более 25 г осадка/м3. Так же, решением комиссии было введено ограничение на содержание в дизельном топливе серы. Этот показатель не должен превышать 0.05%. Всем этим требованием соответствует отечественное дизельное топливо стандарта ТУ 38. 1011348–89.

Комментарии закрыты.