Современные технологии производства дизельного топлива

При производстве дизельного топлива главную роль играет правильный подход к этапам самого технологического процесса, для гарантий высокого качества получаемого продукта. Весь процесс проходит под четким контролем в специализированных цехах заводов, занимающихся переработкой нефти.

Три технологических этапа производства дизельного топлива

Первичная переработка (или же прямая перегонка) - это разделение нефти на отдельные фракции по температурам кипения. Она осуществляется в специальных ректификационных колоннах. В результате этого процесса получают, в частности, дизельные фракции, использующиеся для изготовления соответствующего топлива.

Вторичная переработка изменяет химический состав и структуру углеводородов. Основной ее метод - крекинг (от англ. cracking - расщепление), при котором происходит расщепление крупных молекул мазута на более мелкие. Крекинг может быть: термическим (расщепление идет под действием высоких температур без участия какого-либо катализатора), каталитическим (в присутствии катализатора), а также гидрокрекингом (помимо катализатора присутствует водород). Далее начинается удаление из топлива серы, для чего используется гидроочистка, которая, по сути, является разновидностью гидрокрекинга.

По сравнению с прямой перегонкой все процессы вторичной переработки весьма сложны в технологическом плане и отличаются очень высокой стоимостью. Однако они необходимы, поскольку помогают заметно увеличить выход товарного дизтоплива и заодно - улучшить его качество.

Смешение (компаундирование) – третий этап производства дизельного топлива – это соединение прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов и присадок. Это завершающий процесс получения товарного дизельного топлива. Стоит заметить, что дизтопливо получают путем смешения прямогонных и прошедших гидроочистку фракций в соотношениях, гарантирующих выполнение требований стандарта содержания серы.

Способы улучшение качества дизельного топлива

В целях обеспечения хороших низкотемпературных свойств зимнюю и арктическую разновидности дизтоплива получают из более легких фракций, чем летнюю. Или же проводится дорогостоящая депарафинизация. Кроме того, в арктическое дизельное топливо вводятся специальные присадки, приводящие к увеличению его цетанового числа с 38-ми до 40-ка.

Если провести гидроочистку дизтоплива, можно получить экологически чистые летние и зимние марки данного вида горючего. А добавление в него антидымной и депрессорной присадок позволяет получить так называемое городское дизельное топливо, которое рекомендуется использовать в мегаполисах с целью уменьшения уровня загрязнения его воздуха.

Качество топлива улучшают добавлением различных присадок. Так, потери серы, которая спасала от износа трущиеся части мотора, компенсируют противоизносными присадками. Депрессорно-диспергирующие присадки практически полностью удаляются вредные для здоровья человека полициклические ароматические углеводороды. Запуск двигателя, полноту сгорания дизельного топлива улучшает цетаноповышающая присадка. Антистатическая присадка увеличивает скорость прокачки топлива, сохраняя при этом его пожаробезопасность. Моющая присадка обеспечивает чистоту двигателя и увеличивает срок службы топливного оборудования. Производят также дезодорирующие присадки. Однако, чем выше дозировки присадок, тем выше риск их несовместимости, что может привести к ухудшению качества топлива.

Цена соответствует качеству

Современные технологии и специальное оборудование позволяют значительно уменьшать количество отработанных газов и увеличивать эффективность дизельного топлива. Так, дополнительная обработка позволяет снизить содержание канцерогенных веществ в среднем в 2,5 раза, токсичных азотосодержащих соединений – до 20 раз, дымность - до 40%. Новейшие технологии делают дизельное топливо практически полностью безопасным.

Постоянно происходит поиск новых решений в области производства дизтоплива с целью удешевления технологического процесса. И все же на стоимость дизельного топлива больше влияет общая ситуация на рынке нефтепродуктов. Рост цен на нефть, которая является основным сырьем, несомненно, повлечет немедленный рост цены на дизтопливо. Следующим пунктом формирования цены является стоимость обработки сырья, устанавливаемая заводом-производителем. Кроме того, существуют дополнительные факторы, влияющие на конечную цену: желаемая прибыль завода-изготовителя, государственная надбавка, издержки, связанные с транспортировкой готового продукта в точки сбыта.

Комментарии закрыты.