Значение сжиженного газа пропан-бутан в современной жизнедеятельности

Сжиженный нефтяной газ пропан-бутан — универсальный синтетический газ, получаемый из попутного нефтяного газа или при переработке нефти, т.е. фактически для большинства производителей это побочный продукт.

Применение смеси пропан-бутан

Чистое горение газа (минимум продуктов сгорания) делает его экологически чистым топливом для широкого применения в жилых домах (отопление, горячее водоснабжение, газовые плиты, нагрев саун и воды в бассейнах), на агропредприятиях, в производстве, в качестве автомобильного топлива.

Смесь сжиженного газа состоит из пропана и бутана. В зависимости от сезона пропорции частей различны: летом примерно в равных частях, зимой пропана в смеси больше. Пропан испаряется при более низких температурах, до -35°С, а бутан только при положительной температуре. В емкостях с преобладанием пропана создается большее давление, чем в «бутановых». Такие свойства пропана делают его более приемлемым для использования в суровом российском климате (отопление домов, газовые горелки, авто-топливо и пр.).

Пропан-бутан универсален. Современные пропан-бутановые системы дают возможность качественно отапливать дома, располагающиеся вдалеке от центральной магистральной сети и эффективно работать двигателям внутреннего сгорания автомобилей. Конечно, есть и некое эксклюзивное использование пропан-бутана — например, для воздухоплавателей тепловых аэростатов.

История газовых двигателей

На протяжении всей истории двигателя топливом для него были различные вещества, такие как спирт, рапсовое масло, водород, бензин, а для газогенераторных двигателей применялись древесные чурки. Когда пришло время газа, появились и первые двигатели внутреннего сгорания (ДВС), топливом для которых был газ, как природный, так и синтетический. После газа для двигателей применяли бензин или дизельное топливо. Несмотря на большую популярность бензина и дизтоплива, спустя некоторое время производители двигателей снова начали работать в области газовых ДВС. Для этих целей используется или сжатый газ — метан, или сжиженный газ, который состоит из смеси пропана и бутана.

Вернемся на несколько сотен лет назад и посмотрим, как же начиналась и развивалась история газовых ДВС. Началом истории газовых ДВС стал 1823 г., когда англичанином Самуэлем Брауном был изобретен и построен газовый двигатель, который работал на светильном газе. В 1928 году прошли первые испытания газогенераторной установки, которую разработал профессор В.С.Наумов. А уже в 1935 году был проведен испытательный пробег ЗИС-5 и ГАЗ-АА, которые были оборудованы газовыми двигателя и газогенераторами. Те машины были очень неэкономичны: на 100 км езды на газогенератор уходило около 50 кг древесных чурок, запас хода был в среднем 65 км, а на розжиг генератора газа уходило порядка 15 минут. В 1936 году на базе института НАТИ велись работы по созданию и совершенствованию новых типов автомобилей, которые были оснащены баллонами с газом. И вскоре на советских автомобильных заводах начали выпускать первые грузовики, которые имели первые газовые двигатели, газ для которых хранился в специальных баллонах. Эти баллоны предварительно заправлялись на специальных газонаполнительных станциях.

Экономическая эффективность газа

Газ пропан-бутан имеет высокий показатель экологичности: это преимущество пропана перед бензином и дизельным топливом наблюдается при транспортировке, загрузке-разгрузке, при эксплуатации газа. При сжигании выброс вредных веществ минимален, что объясняется отсутствием в газе элементов серы и цинка.

Кроме того, использование газа пропан-бутан обладает целым рядом преимуществ. Во-первых, стабильные цены, которые привязаны к ценам на рынке моторного топлива. В среднем, пропана-бутана в стране производится не так много, около пяти миллионов тонн в год, однако его стоимость на рынке строго сбалансирована, ее всегда можно предсказать. С другой стороны, цены на сжиженный метан, используемый в газопроводной отрасли, подвергаются постоянным изменениям, они совершенно непредсказуемы. Во-вторых, по технологическим и потребительским свойствам в паровой форме пропан-бутан сравним по качеству с природным газом. Здесь посоревноваться с ним могут разве что биогаз и метан. В-третьих, большинство котельных устроено таким образом, что горелочные устройства в них могут сжигать и пропан-бутан, и природный газ попеременно. Тем самым, приобретая одну котельную, не нужно думать о покупке дополнительного оборудования, которое рассчитано на два вида топлива. В результате не тратятся лишние деньги, и экономится время на вероятный переход с одного вида топлива на другой в будущем.

Комментарии закрыты.