Нефтеперерабатывающие заводы, производящие различные виды топлива, расположены по территории всей страны. Распределением и доставкой дизельного топлива по Москве, МО и другим регионам занимаются крупные и мелкие компании-поставщики. Расскажем, как все работает.
Как работают ВИНКи
В настоящее время основными поставщиками ДТ являются ВИНКи – вертикально-интегрированные нефтяные компании. Они состоят из самих нефтеперерабатывающих предприятий, подразделений трейдеров и АЗС.
Самые крупные производители нефтепродуктов:
- Роснефть;
- Лукойл;
- Газпромнефть;
- ТНК-ВР;
- Башнефть;
- Сургутнефть;
- Другие.
Первые три компании самые крупные – им принадлежит более 60% всех АЗС, расположенных на территории России и по несколько нефтеперерабатывающих предприятий.
ВИНКи работают по схеме:
- Получение нефтяного сырья для переработки.
- Переработка и выпуск нефтепродуктов.
- Отгрузка на экспорт, на нефтяные биржи внутри страны и своим трейдерам.
Собственные продавцы-трейдеры занимаются отгрузкой топлива на АЗС, принадлежащие НПЗ, и продажей дизтоплива независимым компаниям, далее реализующим ГСМ.
НПЗ обязаны ежемесячно осуществлять поставку светлых нефтепродуктов в определенном количестве на внутренние биржи. В Российской Федерации их две – Московская и Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа.
Независимые поставщики нефтепродуктов закупают их как на биржах, так у ВИНКов. Далее они в разных регионах продают ГСМ мелким компаниям-поставщикам, которые занимаются продажей дизельного топлива с доставкой коммерческим предприятиям и независимым автозаправкам.
Стоимость ГСМ на автозаправках, принадлежащих ВИНК, устанавливается сверху. А на частных АЗС цена топлива меняется в соответствии с требованиями рынка и ценовой политике собственника.
Как транспортируются нефтепродукты
Топливо между российскими регионами, в основном, поставляется по железной дороге в цистернах, либо специализированным автотранспортом. Во втором случае дальность транспортировки не может быть больше 2 тыс. км.
Небольшие компании-реализаторы осуществляют мелкооптовую поставку бензовозами и автотопливозаправщиками (АТЗ), которые имеют возможность сливать топливо в резервуар покупателя с точностью до 1 л. А бензовозы оснащены цистернами, как правило, разделенными на 4 секции. Поэтому слив может быть сделан в объеме не менее ¼ цистерны.
Наша компания ООО «ГазПетролеум сервис» занимается доставкой дизеля в Москве и Московской области специализированным транспортом собственного автопарка. На каждую партию продукции имеется сертификат качества.
Схема поставок ДТ на экспорт
В России дизельное топливо (ДТ) производится в количестве, превышающем в два раза необходимре для внутреннего потребления. Это служит движущим фактором в обеспечении высокого уровня роста экспорта. В мире около 80 нефтяных бирж. Наиболее крупные – Нью-Йоркская (NYMEX) и Лондонская межконтинентальная биржа (ICE Europe).
Поставка светлых нефтепродуктов на экспорт осуществляется по разным схемам и с использованием разных видов транспорта:
- непосредственно по трубопроводу;
- по железной дороге;
- речным, морским путем;
- автомобильным транспортом.
Качество экспортного дизельного топлива должно соответствовать требованиям ТУ 38.401-58-110-94 и получаться гидроочисткой прямогонных дизельных фракций. Для оценки его соответствия проверяется прозрачность при температуре +100С и устанавливается дизельный индекс.