В любой отрасли экономики существует необходимость строгого учета всех затрат предприятия, в том числе транспортных расходов, включая дизельное топливо. Организации, имеющие в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автомобили и другую дизельную технику и использующие их в своей деятельности для извлечения доходов, в одних случаях списание дизельного топлива относят в издержки обращения, в других – возмещают за счет работников. При этом имеются некоторые особенности учета дизельного топлива.

Особенности списания дизельного топлива

Бухгалтерский учет дизельного топлива на субсчете "Топливо в баках транспортных средств" необходимо вести по организации в целом или, если в этом есть необходимость, по подразделениям. Для этой цели на каждый объект учета открываются одна карточка на каждую марку дизельного топлива, в которые записываются данные о движении топлива и его стоимости. Остаток топлива в баках транспортных средств на конец отчетного месяца, учтенный на субсчете "Топливо в баках транспортных средств", должен соответствовать наличию бензина и дизельного топлива в баках. Данные о наличии топлива в баках ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков. Ежемесячно составляется акт списания дизельного топлива.

Списание дизельного топлива на расходы происходит на основании накопительных ведомостей данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период. Указанные ведомости принимаются к учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях делается соответствующая отметка. Кроме того, на основании документов, по которым в организации производился прием и отпуск ГСМ, товарно-транспортных накладных, требований, ведомостей учета выдачи топлива и смазочных материалов материально ответственное лицо составляет отчет о движении ГСМ. Отчет вместе с документами по приходу и расходу представляется в бухгалтерию организации и служит основанием для отражения в учете движения ГСМ.

Путевые листы после обработки передаются в службу топливно-энергетических ресурсов для дальнейшей обработки и сверки с ведомостями учета выдачи и возврата дизельного топлива, приложенными к отчету о движении топлива и смазочных материалов, после чего заполняется карточка учета расхода топлива, ведущаяся на каждое транспортное средство, машину, механизм.

Нормы списания дизельного топлива

При списании дизельного топлива необходимо помнить, что в состав затрат, учитываемых при расчете налога на прибыль, включается стоимость топлива в пределах установленных норм их расхода. Нормы списания дизельного топлива существуют для всех марок техники: под линейной нормой понимается базовая норма расхода дизельного топлива механическим транспортным средством (кроме списания дизтоплива на трактор), находящимся в технически исправном состоянии, на 100 километров пробега в литрах.

Нормирование расхода топлива – это установление его допустимой величины в определенных условиях эксплуатации для конкретной модели (модификации) механического транспортного средства. Нормы расхода дизельного топлива рассчитываются путем применения базовой нормы (базового расхода) и соответствующих установленных величин повышений (снижений), а также величин дополнительного расхода топлива.

Величина повышения (снижения) норм расхода и нормы списания дизельного топлива устанавливается приказом руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Повышение нормы списания дизельного топлива производится в случаях:

  • работы механического транспортного средства при отрицательных температурах окружающего воздуха;
  • эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора) в областных центрах и в городах с большой численностью населения;
  • пробега первой тысячи километров автомобилем (двигателем), вышедшим из капитального ремонта и новым;
  • эксплуатации автомобиля, оборудованного кондиционерами или установками "климат-контроль", в определенный период года;
  • эксплуатации автомобиля, оборудованного автоматической коробкой передач;
  • эксплуатации механического транспортного средства с истекшим нормативным сроком службы;
  • в других случаях;

 

Экономия и перерасход дизельного топлива

Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на экономию топлива и смазочных материалов, является правильно поставленный оперативный учет. Основным документом первичного учета работы автомобиля является путевой лист, заполняемый перед выходом техники из гаража, в котором записываются: задание водителю, время выезда и возвращения единицы техники, показания спидометра, наличие топлива в баках. Количество топлива в баках и показания спидометра должны соответствовать тем показаниям, которые были по возвращении единицы техники в парк записаны в предыдущем путевом листе.

По данным учета бухгалтерия начисляет премии: водителям - до 12% стоимости сэкономленного дизельного топлива; рабочим, занятым регулировкой двигателей и узлов системы питания и электрооборудования - до 3% стоимости сэкономленного топлива на всех закрепленных за ними автомобилях (с учетом перерасхода топлива по отдельным автомобилям); инженерно-техническим работникам, непосредственно осуществляющим руководство работами по регулировке двигателей и узлов системы питания, электрооборудования и учета расхода топлива автомобилями - до 2% стоимости сэкономленного топлива (с учетом перерасхода по отдельным автомобилям). За перерасход топлива сверх установленных норм по вине водителей с них производится удержание в установленном порядке 35% стоимости перерасходованного дизельного топлива.

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
| |